Подпись исполняющего обязанности

Вопрос

Как правильно подписывать документы в случае исполнении обязанностей руководителя возложены на исполняющего обязанности руководителя-главный бухгалтер.

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, что в настоящий момент требования к оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов организации установлены ГОСТом  Р 6.30-2003. И хотя он и носит рекомендательный характер, его можно применять при оформлении документов. В нем указано, что при заполнении реквизита «Подпись» в документах нужно указывать, в частности, наименование должности лица, подписавшего документ. Примеры оформления приведены в п.2, п.3 Обоснования. Также приводим судебную практику, где контролирующие и судебные органы ссылаются на вышеуказанный стандарт (п.4, п.5 Обоснования).

Также обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2018 года действующий стандарт утрачивает силу и вместо него будет применяться новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п.6 Обоснования), где изложен уже другой порядок оформления подписи.

Обоснование

1.3.22. В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное — на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия), например:

 

Вице-президент Ассоциации

региональных предприятий         Личная подпись       А.А. Борисов

 

или на бланке:

 

Вице-президент                   Личная подпись       А.А. Борисов

 

Допускается в реквизите «Подпись» центрировать наименование должности лица, подписавшего документ, относительно самой длинной строки. Например:

 

Исполнительный директор          Личная подпись       Н.А. Федоров

ЗАО «Партнер»

 

При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают.

При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности, например:

 

Директор института               Личная подпись        М.В. Ларин

 

Главный бухгалтер                Личная подпись        З.В. Марьяш

 

При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне, например:

 

Заместитель директора               Заместитель директора

по научной работе                   по научной работе

 

Личная подпись      Ю.Г. Демидов    Личная подпись   К.И. Игнатьев

 

При подписании совместного документа первый лист оформляют не на бланке.

В документах, составленных комиссией, указывают не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением, например:

 

Председатель комиссии        Личная подпись       В.Д. Банасюкевич

 

Члены комиссии               Личная подпись       А.Н. Сокова

 

Личная подпись       А.С. Красавин

 

Личная подпись       О.И. Рысков


Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») {КонсультантПлюс}

 

2.Так как основная должность работника, исполняющего обязанности генерального директора, не меняется, в преамбуле договора должна указываться фактическая должность лица, подписывающего документ, с указанием основания возникновения полномочий данного лица. Следовательно, в преамбуле подписываемого договора должна указываться должность «финансовый директор» с указанием данных доверенности, на основании которой он подписывает документ.


{Вопрос: …Генеральный директор уходит в отпуск. Исполняющим его обязанности стал по доверенности финансовый директор. При подписании им договора какую должность указывать? Может ли финансовый директор подписать приказ об отзыве из отпуска генерального директора? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}}

 

  1. Требования к оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов организации установлены ГОСТом <1>. И хотя он и носит рекомендательный характер, его можно применять при оформлении документов. В нем указано, что при заполнении реквизита «Подпись» в документах нужно указывать, в частности, наименование должности лица, подписавшего документ <2>. В вашем случае должность директора остается за отдыхающим в отпуске руководителем, а его обязанности исполняет другой сотрудник организации <3>. При этом основная должность замещающего сотрудника не меняется. И именно ее он должен указать при заполнении реквизитов «Наименование должности» в кадровых, первичных и прочих управленческих документах организации.

Например, на время отпуска директора ООО «Символ» его полномочия были переданы замещающему его главному инженеру О.Р. Иванову. Во всех управленческих документах строка, в которой предусмотрена подпись руководителя, будет выглядеть так:

 

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│  Главный инженер ООО «Символ»                  Иванов                    Иванов О.Р.           │

│      ———————————                     ————                 ——————         │

│                  должность                                       подпись                        Ф.И.О.                 │

└──────────────────────────────────────────────────────┘


{Вопрос: Наш директор собрался в отпуск. Чтобы его обязанности во время отпуска исполнял другой сотрудник, директор подписал приказ о выполнении дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника. Нужно ли временно исполняющему обязанности руководителя сотруднику при подписании кадровых и первичных документов указывать «и.о. директора»? («Главная книга», 2015, N 11) {КонсультантПлюс}}

 

  1. Отдельные вопросы по заверению представляемых в налоговые органы копий документов рассмотрены в официальных разъяснениях, например в Письме Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 29.08.2014 N АС-4-2/17341). В нем финансовое ведомство опиралось в том числе на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, который принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Исходя из положений этого пункта при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» <1> на копии следует проставить заверительную надпись «Верно», должность и личную подпись лица, заверяющего копию, расшифровку подписи (инициалы и фамилию), дату заверения.

———————————

<1> О составе реквизита «Подпись» см. п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003, принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.


Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам {КонсультантПлюс}

 

  1. Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2012 по делу N А40-33539/11-99-146

Суд установил, что налогоплательщик не представил ряд первичных документов в ходе выездной проверки в связи с их утратой при переезде в другой офис. Однако вместе с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик представил восстановленные копии документов. Налоговый орган отказал в расходах, сославшись на то, что копии документов не заверены в соответствии с п. п. 3.22 и 3.26 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003.


Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль {КонсультантПлюс}

 

  1. С 01 ИЮЛЯ 2018 ГОДА

При подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом (распоряжением).

 

Пример —

И.о. генерального директора  Подпись           И.О. Фамилия

или:

Исполняющий обязанности

генерального директора       Подпись           И.О. Фамилия

 

При подписании документа лицом, имеющим право подписи в случае временного отсутствия руководителя, исправления в наименование должности и расшифровку фамилии уже подготовленного и согласованного проекта документа вносятся от руки или с использованием соответствующих штампов. Не допускается ставить косую черту, надпись «за» перед наименованием должности лица в подписи, если документ подписывает иное должностное лицо.


«ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) {КонсультантПлюс}

Ответ подготовлен  23.04.2018 г.

Cтатус предоставленных  документов  актуален  на  момент  формирования  ответа.

Ответ подготовлен  в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Мы уже готовы ответить на ваш вопрос

Все недельные новости за 3 минуты.

Специально для Вас, мы соберем самые свежие и интересные новости за неделю. Подписывайтесь и ждите нашей вечерки.

Без спама, рекламы и новостей про покемонов.