Списание дебиторской задолженности

Вопрос

В случае, когда мы работаем с контрагентом по новому договору, а по старому договору у контрагента имеется задолженность, можем ли мы при отсутствии движения по старому договору в течении 3х лет, списать данную дебиторскую задолженность по старому договору по истечению трех лет с момента возникновения задолженности как безнадежную, несмотря на то, что работаем с контрагентом по новому договору?

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, полагаем, что по мнению Минфина, долги, невозможность взыскания которых подтверждена обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 266 НК РФ — истек установленный срок исковой давности (и он не прерывался), могут быть признаны безнадежными для целей налогообложения (Письма от 30.05.2018 N 03-03-06/2/36758, от 21.07.2015 N 03-03-06/2/41683, от 12.08.2013 N 03-03-06/1/32519) даже если имеется еще один  рабочий  договор с данным контрагентом, по которому срок исковой давности не истек.

Обоснование

1.

Вопрос: О признании задолженности по окончании исполнительного производства безнадежной в целях налога на прибыль.

Пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) содержит закрытый перечень оснований, каждое из которых служит самостоятельным основанием для признания задолженности безнадежной.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, только суммы задолженности, в отношении которых меры принудительного взыскания проводились и имеются соответствующие постановления судебного пристава-исполнителя, могут быть признаны безнадежным долгом для целей налогообложения по указанному основанию пункта 2 статьи 266 НК РФ.

При этом часть задолженности по долговому обязательству, к которой меры принудительного взыскания не применялись, может быть признана безнадежной по любому иному основанию, установленному пунктом 2 статьи 266 НК РФ.

Вопрос: О признании задолженности по окончании исполнительного производства безнадежной в целях налога на прибыль. (Письмо Минфина России от 30.05.2018 N 03-03-06/2/36758) {КонсультантПлюс}

 

2.

Банк на основании данного постановления признает данный долг безнадежным.

Кроме того, у банка имеется еще один кредитный договор с данным заемщиком, который является также просроченным.

Может ли банк признать задолженность по второму договору безнадежной для целей налога на прибыль?

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Таким образом, долги, невозможность взыскания которых не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ, или иными обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 266 НК РФ, не могут быть признаны безнадежными для целей налогообложения.

Вопрос: …О признании банком просроченной задолженности по кредитному договору безнадежной для целей налога на прибыль, если признана безнадежной задолженность этого заемщика по другому договору. (Письмо Минфина России от 21.07.2015 N 03-03-06/2/41683) {КонсультантПлюс}

 

3.

Понятие и расчет срока. Для целей применения нормы о списании безнадежных долгов понятие срока исковой давности, а также причины прерывания течения этого срока регулируются гражданским законодательством РФ (Письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/725).

Так, исходя из ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ).

Как следует из Письма Минфина России от 25.11.2008 N 03-03-06/2/158, истечение срока исковой давности в порядке, установленном ГК РФ, является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной (нереальной к взысканию) независимо от факта обращения кредитора в суд. Таким образом, организация вправе списать задолженность по указанному основанию, даже если она не принимала мер к истребованию долга.

Подтверждающие документы. Обязательное условие для включения безнадежного долга в состав налоговых расходов — наличие первичных документов, подтверждающих образование дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (Письмо Минфина России от 08.04.2013 N 03-03-06/1/11347).

Суммы и даты образования безнадежных долгов должны быть подтверждены (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@):

— договором, в котором указана дата срока платежа;

— накладными на передачу ценностей, актами приемки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);

— платежными поручениями, а также актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;

— приказом руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.

 

Прерывание срока исковой давности. Течение срока исковой давности может прерываться совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

К действиям обязанного лица могут относиться (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43):

— признание претензии;

— изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о подобном изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа);

— акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Таким образом, исчисление срока исковой давности должно осуществляться от даты подписания последнего из актов сверки: этот вывод, к примеру, был сделан в Постановлении ФАС УО от 01.02.2013 N Ф09-150/13 по делу N А71-4334/2012.

Статья: В конце года проверьте «дебиторку» на «безнадежность» (Ермошина Е.Л.) («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2018, N 11) {КонсультантПлюс}

 

4.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств (Письма Минфина России от 09.02.2017 N 03-03-06/1/7131, от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66459).

Если должник имеет перед организацией две задолженности или более по разным договорам, при этом по одной из них есть судебное решение о ее взыскании и приставом-исполнителем подтверждена невозможность установления местонахождения должника и отсутствует имущество, на которое может быть наложено взыскание, то возникает вопрос: можно ли на дату постановления включить во внереализационные расходы суммы всех имеющихся задолженностей этого должника, в том числе тех, на которых нет судебного решения? Минфин России считает, что учесть в расходах для целей налогообложения можно только ту конкретную задолженность, в отношении которой имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (см. Письма от 21.07.2015 N 03-03-06/2/41683, от 12.08.2013 N 03-03-06/1/32519).

Статья: Перечень безнадежных долгов расширился (Ермошина Е.Л.) («Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2018, N 1) {КонсультантПлюс}

 

5.

На практике возможна ситуация, когда должник имеет две или более задолженностей перед организацией по разным договорам, при этом по одной из них есть судебное решение о взыскании и пристав-исполнитель подтвердил невозможность установления местонахождения должника и отсутствие имущества, на которое может быть наложено взыскание. По мнению Минфина, долги, невозможность взыскания которых не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (или иными обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 266 НК РФ), не могут быть признаны безнадежными для целей налогообложения (см. Письма от 30.05.2018 N 03-03-06/2/36758, от 21.07.2015 N 03-03-06/2/41683, от 12.08.2013 N 03-03-06/1/32519). Иными словами, учесть в расходах для целей налогообложения можно только ту конкретную задолженность, в отношении которой имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Статья: Признание дебиторской задолженности безнадежной и ее учет в налоговых расходах (Ермошина Е.Л.) («Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 1) {КонсультантПлюс}

 

6.

Вопрос: …Между лизингодателем и лизингополучателем заключены договоры лизинга, по одному из которых лизингодатель обратился в суд для взыскания задолженности. Приставом-исполнителем подтверждены невозможность установления местонахождения должника и отсутствие имущества, на которое может быть наложено взыскание. Признается ли безнадежной для целей налога на прибыль задолженность по другим договорам лизинга? (Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/1/32519) {КонсультантПлюс}

Ответ подготовлен  17.01.2020 г.

Cтатус предоставленных  документов  актуален  на  момент  формирования  ответа.

Ответ подготовлен  в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Мы уже готовы ответить на ваш вопрос

Все недельные новости за 3 минуты.

Специально для Вас, мы соберем самые свежие и интересные новости за неделю. Подписывайтесь и ждите нашей вечерки.

Без спама, рекламы и новостей про покемонов.