Товарный знак при переходе с УСН на ОСНО

Вопрос

У нас такая ситуация: регистрация товарного знака прошла в марте 2019 года, когда организация была на УСН, с апреля 2020 года организация перешла на ОСНО. Товарный знак не использовался и  не был введен в эксплуатацию. Сейчас встал вопрос о продаже этого товарного знака. Можно ли его ввести в эксплуатацию июлем 2020 года?

Ответ

Рассмотрев ваш вопрос, сообщаем, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на создание НМА в составе расходов на обычные виды деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007, ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Таким образом, в бухгалтерском учете госпошлину следовало списать на расходы на обычные виды деятельности по мере осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007, ч. 4, 5 ст. 6 402-ФЗ). Т.е. в текущем периоде (июль 2020 года) в бухгалтерском учете следует сделать исправления как ошибки прошлого периода: Д-т  91/2 К-т 08.

 

В налоговом учете расходы на НМА можно списать только после начала его использования.  Начало использования для получения прибыли – это продажа. Таким образом, в июле 2020 года можно вести в эксплуатацию. Но при продаже организации придется восстановить ранее списанные расходы, т.к. списание было неправомерным (сдать уточненные декларации УСН) – оплатить налог и пени, которые получились в результате перерасчета. И уже при продаже учесть эти расходы и госпошлину единовременно – прочие расходы, если по стоимостным характеристикам товарный знак не относится к амортизируемому имуществу (стоимость менее 100000 рублей), в противном случае — начислить амортизацию и при продаже списать остаточную стоимость.

Обоснование

1.

4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

ст. 346.17, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 13.07.2020) {КонсультантПлюс}

 

2.

Момент принятия НМА к бухгалтерскому учету определяйте по правилам п. 3 ПБУ 14/2007. В частности, для признания НМА необходимо наличие способности приносить экономические выгоды, объект должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации.

Обратите внимание: для принятия НМА к бухгалтерскому учету его использование не обязательно должно быть начато. Однако для учета расходов при УСН помимо прочего необходимо, чтобы НМА фактически использовался в предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому признавайте затраты на приобретение НМА в расходах только после начала его использования.

Первоначальную стоимость НМА, которую будете списывать в расходы, сформируйте по правилам бухучета. В этом случае под первоначальной стоимостью НМА при его приобретении или создании для использования в запланированных целях признается денежная сумма, равная оплате в денежной и иной форме или величине начисленной кредиторской задолженности (п. 7 ПБУ 14/2007).

 

В бухгалтерском учете стоимость приобретенного НМА погашайте путем начисления амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету на счет 04 «Нематериальные активы». Начисляйте амортизацию до полного погашения стоимости объекта либо его списания с учета. Ежемесячную сумму амортизации определяйте исходя из срока полезного использования, определенного при принятии НМА к учету, способом, выбранным вами для данного объекта (п. п. 23, 25, 26, 28, 31 ПБУ 14/2007).

НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. По ним амортизация не начисляется (п. п. 23, 25 ПБУ 14/2007).

Обратите внимание: если ваша организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то вы можете учитывать затраты на приобретение (создание) НМА в расходах по обычным видам деятельности по мере осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007). Такой порядок учета необходимо закрепить в учетной политике. Однако для признания расходов при УСН вам придется сформировать стоимость НМА по правилам бухгалтерского учета. Учитывать расходы вы сможете после оплаты и начала использования НМА.

Готовое решение: Как учесть НМА при УСН (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

 

3.

Исходя из разъяснений Минфина России и ФНС России в данном случае затраты на приобретение организацией исключительного права на товарный знак не могут быть учтены в составе расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Иной нормы, позволяющей учесть затраты на приобретение исключительного права на товарный знак, гл. 26.2 НК РФ не содержит. Учитывая, что организация, применяющая УСН, вправе при налогообложении учесть только расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, она не может признать затраты на приобретение исключительного права на товарный знак, если такие затраты меньше 40 000 руб.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), приобретение исключительного права на зарегистрированный товарный знак, если затраты, связанные с его приобретением, составляют менее 40 000 руб.?.. (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}

 

4.

Нематериальные активы стоимостью менее 100 000 руб. относятся к материальным расходам в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в целях налогообложения прибыли в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания нематериальных активов стоимостью менее 100 000 руб. в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

«Налог на прибыль организаций, доходы и расходы» (9-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019) {КонсультантПлюс}

 

5.

Начало срока действия исключительного права на НМА и момент начала использования НМА в хозяйственной деятельности не совпадают.

При этом начисление амортизации можно начать только после введения НМА в эксплуатацию, то есть с момента начала использования зарегистрированного товарного знака (п. 4 ст. 259 НК РФ, Письма ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192, Минфина России от 09.09.2011 N 03-03-10/86).

Под использованием товарного знака подразумевается, например, его размещение:

1)на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот;

2)при выполнении работ, оказании услуг;

3)на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4)в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5)в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Помимо этого, правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом.

Момент ввода в эксплуатацию товарного знака целесообразно зафиксировать во внутренних документах организации (например, в соответствующем приказе либо акте).

Вопрос: При каких условиях и в какие сроки НМА (исключительное право на товарный знак) вводится в эксплуатацию? На основании каких документов определяется момент ввода в эксплуатацию НМА в целях исчисления налога на прибыль? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}

 

6.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Учитывая изложенное, при реализации офисного центра доходы от данной операции могут быть уменьшены на остаточную стоимость амортизируемого имущества, которая составляет остаточную стоимость, определенную на момент перехода на общий режим налогообложения в порядке, установленном п. 3 ст. 346.25 НК РФ, за вычетом суммы амортизации, начисленной за период эксплуатации при применении общего режима налогообложения.

Вопрос: О налогообложении НДС и налогом на прибыль реализации офисного центра организацией, перешедшей с УСН на ОСН. (Письмо Минфина России от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39374) {КонсультантПлюс}

 

7.

Нематериальные активы стоимостью менее 100 000 руб. относятся к материальным расходам в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в целях налогообложения прибыли в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания нематериальных активов стоимостью менее 100 000 руб. в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

«Налог на прибыль организаций, доходы и расходы» (9-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019) {КонсультантПлюс}

 

8.

На основании ст. ст. 1480 — 1481 ГК РФ для обладания исключительным правом на товарный знак и получения соответствующего свидетельства необходимо осуществить государственную регистрацию товарного знака. Данная государственная услуга является платной (ст. 1249 ГК РФ, пп. 2.11, 2.14 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 10.12.2008 N 941).

Суммы, уплаченные за регистрацию товарного знака, следует признать необходимыми расходами на создание нематериального актива (п. п. 3, 4, 6, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007).

Расходы на государственную регистрацию товарного знака подлежат отражению по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Нематериальные активы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В последующем счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» будет закрываться проводкой на дебет счета 04 «Нематериальные активы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

На основании Информационного сообщения Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций» малое предприятие может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета признание указанных расходов отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство — при использовании таких счетов) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Нематериальные активы».

Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на уплату пошлины за регистрацию товарного знака? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}

 

9.

Нематериальным активом в целях налогообложения признается документально подтвержденное исключительное право на товарный знак, способный приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход). Если расходы на приобретение (создание) товарного знака превысили 100 000 руб. (также при соблюдении иных условий), нематериальный актив признается амортизируемым имуществом. Первоначальной стоимостью такого объекта является сумма фактических затрат на его создание (изготовление). Впоследствии первоначальная стоимость объекта НМА корректировке не подлежит. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода этого объекта в эксплуатацию (начала использования зарегистрированного товарного знака), по нему должна начисляться амортизация. Амортизировать торговый знак следует до полного погашения стоимости либо до его выбытия. В последнем случае (если амортизация по объекту НМА начисляется линейным способом) суммы недоначисленной амортизации относятся на внереализационные расходы организации.

Статья: Товарный знак: вопросы налогообложения (Манохова С.В.) («Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 12) {КонсультантПлюс}

Ответ подготовлен  03.08.2020 г.

Cтатус предоставленных  документов  актуален  на  момент  формирования  ответа.

Ответ подготовлен  в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Мы уже готовы ответить на ваш вопрос

Все недельные новости за 3 минуты.

Специально для Вас, мы соберем самые свежие и интересные новости за неделю. Подписывайтесь и ждите нашей вечерки.

Без спама, рекламы и новостей про покемонов.