Вопрос
Сдал ноутбук в ремонт, после ремонта выдали ноутбук, в котором были царапины и повреждения. Ноутбук принял, но написал претензию, что имеются повреждения. Через некоторое время дома ноутбук перестал включаться. Мастер по ремонту предлагает провести бесплатный ремонт и заменить панель, где царапины, но я не хочу отдавать им ноутбук на ремонт, панель менять тоже не хочу, хочу компенсацию повреждений деньгами. Подскажите, как мне действовать в данной ситуации, и какие у меня имеются права? Могу ли я вернуть деньги за ремонт и получить компенсацию за повреждения?
Ответ
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, что при предъявлении требований в суде исполнителю потребитель услуг должен доказать:
1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом;
2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;
3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;
4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы.
Подлежит доказыванию в судебном процессе также факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия. При этом судом выясняются:
1) гарантийный срок выполненной работы;
2) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы — произошло ли несоблюдение сроков вследствие обстоятельств непреодолимой силы или вины потребителя;
3) причины недостатков выполненной работы (услуги) — произошло это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы;
4) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;
5) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатков выполненной работы;
6) иные обстоятельства в соответствии с конкретными правилами оказания услуг.
Для того чтобы подтвердить вышеперечисленные факты, сторонам необходимо представить суду доказательства по делу, которыми являются:
— документ, подтверждающий выполнение указанной работы (оказанной услуги) исполнителем (договор об оказании услуг, выполнении работы, квитанция, транспортная накладная);
— надлежаще оформленный акт об объеме выполненной работы с указанной в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы). Для установления даты начала и окончания выполнения работы представляется акт о начале работы и акт о завершении выполнения работы;
— заключение специалиста о недостатках выполненной работы. В случае, если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;
— претензия к исполнителю работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;
— ответ на претензию исполнителя;
— доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.
На основании вышеизложенного следует, что возврат денег за ремонт ноутбука и получение компенсации за причиненные повреждения будут зависеть от доказательственной базы Потребителя.
Обоснование
1). 1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. (ч.1 ст. 29, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» {КонсультантПлюс}).
2). Потребителю надо доказать:
— факт выполнения работ (оказания услуг) соответствующей организацией или лицом;
— факт нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг), или очевидности того, что работа (услуга) не будет выполнена (оказана) в срок, или ненадлежащего качества выполненной работы (оказанной услуги);
— факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении требований, установленных ст. 29 Закона о защите прав потребителей, при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Как правило, доказательствами являются:
— документ, подтверждающий выполнение работы (оказание услуги) исполнителем, — договор об оказании услуги, выполнении работы, квитанция, транспортная накладная;
— акт об объеме выполненной работы (оказанной услуги) с указанной в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги)). Для установления дат начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) представляются акты о начале и завершении выполнения работы (оказания услуги);
— заключение специалиста о недостатках выполненной работы (оказанной услуги). В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;
— претензия к исполнителю работы (услуги) по выполнению требований Закона о защите прав потребителей (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы (услуги);
— ответ на претензию исполнителя;
— доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы (оказания услуги) или недостатка выполненной работы (оказанной услуги).)
(§ 5, «Все об исках: как не заблудиться в судебных коридорах» (2-е издание, переработанное и дополненное) (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2014) {КонсультантПлюс}).
3). ({Вопрос: Какие существуют особенности доказывания нарушения прав потребителей при предоставлении услуг и какие доказательства должны быть представлены суду? («Омега-Л», 2007) {КонсультантПлюс}}
Ответ подготовлен 28.07.2021 г.
Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.
Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.
Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.