Взыскание убытков с ликвидатора юрлица

Вопрос

Предусмотрен ли обязательный претензионный порядок при подаче искового заявления к ликвидатору юр лица о взыскании с него убытков и признании его действий незаконными (Истец — Кредитор). Относится ли взыскание убытков с Ликвидатора ЮЛ к гражданско-правовым спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения?

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, что исходя из судебной практики направление кредитором претензии ликвидатору должника не является обязательным, если кредитор в пределах установленного двухмесячного срока с момента опубликования сообщения о начале ликвидации направил свое требование по адресу, указанному в сообщении.

Обоснование

Когда досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора обязателен

Такой порядок обязателен:

  • если вы собираетесь обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ);
  • вам нужно расторгнуть или изменить договор через суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
  • в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, если вы требуете в арбитражном суде (ч. 5 ст. 4 АПК РФ):

— не деньги, а иное имущество по договорам и другим сделкам. Например, товар от поставщика;

— неосновательное обогащение в натуре (ст. 1104 ГК РФ). Например, когда требуете вернуть здание, которое вы передали по оказавшемуся незаключенным договору аренды;

— деньги, но не на основании сделки и не вследствие неосновательного обогащения. Например, вы как правообладатель требуете от нарушителя исключительных прав возместить убытки или выплатить компенсацию (при этом обе стороны должны быть юрлицами и (или) ИП) (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ).

По требованиям о возмещении вреда (внедоговорного) имуществу судебная практика в отношении обязательности соблюдения досудебного (претензионного) порядка неоднозначна. Учитывая это, перед подачей соответствующего иска рекомендуем все же соблюсти такой порядок;

  • в случаях, предусмотренных федеральным законом, если у вас экономический спор из административных и иных публичных правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Например, досудебный порядок может быть предусмотрен для налоговых или таможенных споров;
  • в случаях, предусмотренных федеральным законом, если вы обращаетесь в суд общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Готовое решение: Когда досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора обязателен (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

В комментируемом судебном деле вызывает правовой интерес также и другое обстоятельство, которое послужило основным доводом для подачи жалобы ООО «Такси-Сервис и К». Речь идет о нарушении процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренной законом, в частности ст. 797 ГК РФ, по договорам перевозки. Но поскольку у виновного лица наступили внедоговорные обязательства, а именно обязательства вследствие причинения вреда, то для удовлетворения требований потерпевшего нет необходимости в соблюдении порядка предварительного досудебного претензионного урегулирования возникшего обязательства. Приведенные выводы судебной коллегии впредь скорректируют правоприменительную практику по аналогичным спорам, которая зачастую реализовывалась совершенно иначе.

Вместе с тем следует отметить, что при возникновении внедоговорных обязательств не отвергается возможность предварительного — досудебного урегулирования убытка между виновным лицом и потерпевшим. Однако подобное урегулирование, как в письменной, так и в устной форме, никоим образом не является обязательным, несоблюдение которого лишало бы потерпевшего возможности защитить свои имущественные права в судебном порядке.

«Комментарий судебной практики к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный) (Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б.) («Волтерс Клувер», 2006) {КонсультантПлюс}

Ответ подготовлен  18.12.2019 г.

Cтатус предоставленных  документов  актуален  на  момент  формирования  ответа.

Ответ подготовлен  в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Мы уже готовы ответить на ваш вопрос

Все недельные новости за 3 минуты.

Специально для Вас, мы соберем самые свежие и интересные новости за неделю. Подписывайтесь и ждите нашей вечерки.

Без спама, рекламы и новостей про покемонов.